Немножко истории  

ФИЛЕВСКИЙ АВТОБУСНО-ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК (ФАТП)

Свою историю создания Филевский Автобусно- Троллейбусный Парк берет в начале 1939 с начал постройки 3-го троллейбусного парка г. Москвы. В начале строительства парка, были сооружены: профилакторий, цех текущего ремонта, административный комплекс и жилой дом для сотрудников парка. Стоит отметить и тот факт, что третий троллейбусный парк стал первым парком столицы, построенным за такой короткий строк (в феврале 1939 г. были заложены фундаменты первых зданий, а уже в 1940 была сдана первая очередь). В октябре 1940 г . в парк для эксплуатации прибыли первые троллейбусы марки ЯТБ-4. Перед началом Великой Отечественной Войны в парке эксплуатировались 139 троллейбусов самых новейших моделей для г. Москвы.
В тяжелые годы войны парк пережил частичную эвакуацию ПС в Куйбышев,в связи с приближением фронта к границам города. Эвакуированные машины вернулись в парк в марте 1943 г. В 1945 г. на Тушинском авиаремонтном заводе эвакуированные машины были полностью восстановлены и затем были отправлены в Варшаву, где и открыли первое троллейбусное движение в Польше. В 1947 г. в парк прибывают троллейбусы новой конструкции МТБ-82 М, после этого в 1949 г. была расширена площадка для отстоя на 200 машиномест.
В период 1957-1960 г. рядом с третьим троллейбусным парком началось строительство нового – 8 автобусного парка и появилась первая площадка на 250 автобусов. В феврале 1960 г. в соответствии с решением Мосгорисполкома еще находившиеся в стадии 8 автобусный парк был объединен в единое целое с третьим троллейбусным парком и получил новое гордое наименование – «Филевский Автобусно-Троллейбусный парк» (ФАТП). 10 февраля 1961г. на линию вышли первые автобусы марки ЛиАЗ-158. В первые годы существования автобусного отделения ФАТП было закреплено 13 маршрутов число которых с каждым годом увеличивалось.

С первых дней своего существования ФАТП стал своеобразной «экспериментальной площадкой» для испытаний различных типов автобусов. Так, в феврале 1962 г. на маршрут №45 Киевский вокзал – пос. Сетунь вышел экспериментальный автобус ЛиАЗ-158 с прицепом переоборудованном в парке.
В конце 1961 г. на инвентаре парка находилось – 266 автобусов.
На конец 1964 парк эксплуатировал 338 автобусов.
В 1968 за парком было закреплено 26 автобусных маршрута общего назначения.
№№ 11, 16, 45, 69, 73, 77, 89, 91, 103, 104, 107, 109, 116, 120, 127, 130, 132, 135, 139, 155, 157, 180, 187, 190, 505, 567;

№11 Станция «Очаково» - Молочный завод
№16 Улица Артамонова – Улица Артамонова (кольцевой)
№45 Киевский вокзал - Платформа "Сетунь"
№69 Киевский вокзал – Завод «Стройдеталь»
№73 Метро «Пионерская» - Метро «Молодежная»
№77 Дорогомиловская застава – Матвеевское
№89 Площадь Ногина – Улица Герасима Курина
№91 Киевский вокзал – Улица Артамонова
№103 23-й квартал – Верейская улица
№104 Метро «Филевский парк» - Платформа «Рабочий поселок»
№107 Площадь Дзержинского – Улица 1812-го года
№109 Улица Герасима Курина – Метро «Пионерская»
№116 Белорусский вокзал – Фили (парк)
№120 32-33-й квартал – Очаково
№127 Рублево – Платформа "Рабочий поселок"
№130 23-й квартал – Метро "Филёвский парк"
№132 Центральный стадион имени В.Ленина – Метро «Филевский парк»
№135 Метро «Пионерская» - Улица Академика Павлова
№139 Киевский вокзал – НИИ Сельского хозяйства
№155 Новохорошевское шоссе – Метро "Филёвский парк"
№157 Киевский вокзал – Кожзавод
№180 Платформа "Сетунь" – Кожзавод
№187 Метро «Университет» - Очаково
№190 Улица Герасима Курина – Улица Горбунова
№505 Киевский вокзал – Совхоз «Заречье»
№567 Киевский вокзал – Немчиново
______________________________________________________________
1965 г. – сдана в эксплуатацию новая автобусная отстойная площадка;
1971 г. – построен новый корпус для проведения ТО;
1975 г. – открыта новая площадка для отстоя автобусов, расположенная на ул. Барклая, на 100 машиномест для 6,7 и 8 автобусных колонн;
1990 г. – парк эксплуатировал 423 автобусов марки ЛиАЗ-677,197 машин марки Икарус-280;продолжают поступать для опытной эксплуатации новые типы автобусов ТАМ-180А, ТАМ-260А, Земан-160, Санос- S200;
1993 г. - в парк прибывает экспериментальный автобус – Кароса В741;
В июне 1994 года в парк поступает первая партия автобусов марки Мерседес Бенц Тюрк 0325. Всего поступило 52 машины. В настоящий момент большинство машин этой марки выведены из эксплуатации.
1995 г. – в парке работает новый экспериментальный сочленный автобус Мерседес Бенц Тюрк 0345 G(08350) и Икарус-435.17 (08393);
февраль 1996 г. – поступает для городской эксплуатации автобусы марки Икарус-435.17;
1998 г. начинается эксплуатация на городских маршрутах автобусов марки Икарус-415.33;

В настоящее время на инвентаре ФАТП находятся более 350-ти линейных автобусов и более 200 троллейбусов, парк обслуживает 37 основных и 4 дополнительных автобусных маршрута, а также 8 троллейбусных маршрутов; проводятся работы по внедрению новой Автоматизированной Системы Контроля Проезда и перевозки пассажиров(АСКП) на автобусных и троллейбусных маршрутах парка. Продолжают поступать новые модели ПС: Маз 107.065, Волжанин 6270.00, Лиаз 5292.00. По сей день эксплуатируются модели автобусов, которые находятся в ГУП "МОСГОРТАНС" в единственных экземплярах:МАЗ 105.060 и МАN SG312.
Сохраняется и уникальность парка: объединение двух видов транспорта в одном предприятии обычно не практикуется, поскольку усложняет управление всеми составляющими производственного процесса. Крупным и уникальным в СССР всегда уделялось особое внимание. Возможно, поэтому Филевскому автопарку везло и с персоналом, и с руководством. Кроме того, ему удавалось быть в авангарде внедрения самых модных технологических новинок. Так, в конце 1980-х предприятие первым в отрасли начало применять в управлении информационные технологии.
Задача автоматизации расчетов в Филевском автобусно-троллейбусном парке стояла давно. Первое и самая насущная проблема - расчет заработной платы. Вторая - учет запасных частей, их амортизации: техника в парке работает разная, отсюда и весьма обширная номенклатура запчастей. Плюс учет расхода топлива, затрат на ремонт подвижного состава. Словом, счетной работы очень много.
По тому, какую вычислительную технику использовали на этом транспортном предприятии, можно проследить историю автоматизации расчетов в России. Счеты и счетные машинки «Феликс» со временем уступили место электронным калькуляторам, потом в Филевском парке появились ламповые вычислительные машины марки Zoemtron. Сейчас смешно вспоминать, но поначалу этим машинам не очень доверяли, а потому иногда «проверяли», делая некоторые подсчеты вручную. Ко всеобщему удовольствию, цифры совпадали.
Всю эту технику применяли для внутренних расчетов. А более сложные и трудоемкие операции, такие как обсчет данных по пробегу и расчет зарплаты производились в Гормашучете, куда Филевский парк отсылал необходимые документы. Обычно через неделю Гормашучет высылал просчитанный материал в парк. Если в подсчетах обнаруживались ошибки, то данные повторно отсылались в Гормашучет, и так могло повторяться несколько раз.
Со временем количество транспорта в парке и число его модификаций выросло, в связи с этим на складах приходилось хранить больше запасных частей. Держать все это под контролем стало трудно. Руководство парка решило перейти на современные методы учета. Первым шагом здесь стало приобретение компьютерной техники и создание отдела автоматизации. Специалистами этого отдела в 1990-1991 годах разработали несколько программ, с помощью которых парк мог вести необходимый учет, не обращаясь к помощи извне. На предприятии было организовано несколько автоматизированных рабочих мест, не объединенных в сеть. Однако даже такая автоматизация позволила руководству парка достаточно оперативно получать информацию о показателях работы предприятия.
Кроме того, в парке стали внедряться хозрасчетные отношения, расчет зарплаты усложнился, и соответствующее ПО было модернизировано. Зато введение дифференцированной оплаты благотворно повлияло на качество работы сотрудников. Изменился и срок выдачи зарплаты, которую стали выдавать 4-го числа каждого месяца, тогда как раньше, пользуясь услугами Гормашучета, часто не успевали и к 15-му. А таксировщицы каждый последний день месяца были вынуждены работать в ночь, дожидаясь окончания смены (последний водитель по расписанию возвращается в половине третьего ночи).
Со временем АРМы объединили в локальную сеть, а программное обеспечение представляло собой подобие единой системы.
Но с годами автобусно-троллейбусному парку стало тяжело обеспечивать нормальное функционирование такого непрофильного подразделения, как отдел автоматизации. Программисты из-за невысокой зарплаты стали увольняться, а с уходом разработчика парк оказывался перед лицом проблемы сопровождения ПО и его дальнейшего развития. Положение еще более осложнилось после ухода программиста, разработавшего программу расчета заработной платы, которую нужно было модифицировать в связи с изменениями законодательства.
Проблему необходимо было решать кардинально – внедрять промышленную автоматизированную систему.
Найти необходимый программный продукт оказалось не просто, потому что для предприятий пассажирского транспорта тиражного ПО практически никто не разрабатывал. На других предприятиях Мосгортранса использовались локальные программы, созданные своими группами программистов.
Существующие на рынке автоматизированные системы предназначались либо только для автобусных предприятий, либо только для троллейбусных. А они различаются расходом горюче-смазочных материалов, номенклатурой запасных частей. ПО, разработанное для предприятий грузового автотранспорта, также не годилось, так как учет в нем велся в других единицах – изменялся либо километраж, либо число – тонно-километров. А на пассажирском транспорте действует такая учетная единица, как пассажиро-километр, – этот показатель означает, сколько и каких рейсов сделал автобус или троллейбус. При этом должны учитываться различия в оплате нулевого рейса, линейного времени, простоя.
В результате проведенного анализа, из четырех российских компаний, предлагающих автоматизированные системы для автотранспортных предприятий, Филевский автобусно-троллейбусный парк выбрал компанию «Март-Информ», с которой и был заключен договор о внедрении.
Компания «Март-Информ» - партнер корпорации «Галактика», и одно из приоритетных направлений деятельности компании – это как раз автоматизация предприятий пассажирского транспорта. Соответственно «Март-Информ» развивает модуль «Автотранспорт» системы «Галактика» под специфику именно таких предприятий.
Первым этапом проекта стала автоматизация расчета заработной платы – это было на тот момент самой насущной задачей. Как мы говорили выше, в парке уже эксплуатировался ряд программных продуктов собственной разработки. В частности, это таксировка путевых листов, программа для отдела кадров и некоторые другие. Перед специалистами «Март-Информ» встала проблема совмещения системы «Галактика» с уже используемым в парке ПО, так как для расчета заработной платы требовалась информация из этих программ. Для решения поставленной задачи были разработаны конверторы данных из программ Филевского парка в систему «Галактика».
В результате прежнее ПО хорошо вписалось в систему «Галактика», был создан единый автоматизированный комплекс. Теперь расчет заработной платы производился в новой системе всем категориям сотрудников Филевского парка. Эта задача была решена довольно быстро, в течение двух месяцев – к внедрению приступили в конце ноября 2001 года, а расчет заработной платы уже в январе 2002-го выполнялся в системе «Галактика». Несомненно, это потребовало большого напряжения и со стороны заказчика, и со стороны компании «Март-Информ».
Нельзя не отметить высокую организованность работ по внедрению системы, которыми руководил непосредственно глава предприятия. Для внедрения были организованы две рабочие группы – от заказчика и от «Март-Информ». При этом активность сотрудников парка – руководителей всех подразделений и служб также была довольно высока, поэтому внедрение и удалось провести в весьма сжатые сроки. Важно и то, что компания «Март-Информ», внедряя «Галактику», обошлась без революционных преобразований на предприятии, сумев сохранить хорошие наработки, сделанные в свое время силами специалистов Филевского парка.
В течение 2002 года в парке были автоматизированы практически все участки бухгалтерского и оперативного учета с выходом на Главную книгу и баланс. В настоящее время в ФАТП на основе системы «Галактика» решаются следующие задачи:
- расчет заработной платы с формированием расчетных листков, ведомостей, отчетности в налоговые органы и пенсионный фонд, ведение табелей и расчет бригадных нарядов;
- обработка платежных поручений, выписок бланка, кассовых ордеров, платежных ведомостей, формирование кассовой книги и других отчетов, ведение авансовых отчетов, карточек подотчетных лиц, ведение депонентов;
-ведение инвентарной картотеки, расчет амортизации, проведение операций над основными средствами, инвентаризация, налоговый учет основных средств;
• формирование счетов-фактур, книги покупок, книги продаж, журналов регистрации счетов-фактур, учет договоров, сопроводительных и платежных документов, взаиморасчетов, учет снабжения и реализации; учет полученных и реализованных услуг;
• приход и расход материалов на складах, материальный учет в цехах, отпуск материальных ценностей на транспортные средства, выписка требований, учет инвентаря и подотчетных материалов, производство изделий, ремонт узлов и агрегатов;
• формирование проводок, распределение затрат, формирование бухгалтерской отчетности.
В настоящее время в Филевском автобусно-троллейбусном парке работает 97 компьютеров, 86 из них объединено в сеть. Более 50 рабочих мест включено в систему «Галактика».
Что касается сопровождения, то старые программы полностью обслуживаются своими силами. Это касается и сетевого хозяйства. В парке имеется должность администратора, в ведении которого находится система «Галактика» (технологические вопросы, добавление новых пользователей, разграничение прав доступа и др.). Для решения более сложных вопросов, касающихся внесения изменений в систему, сотрудники парка обращаются к специалистам «Март-Информ».
Прежде чем говорить о дальнейших планах, несколько слов о полученном экономическом эффекте, который достаточно традиционен при любом успешном внедрении информационной автоматизированной системы. Это оперативная информация о работе всех подразделений предприятия. Для транспортного предприятия она особенно важно, так как связана с обеспечением бесперебойной работы подвижного состава. Это возможность контроля работы каждой машины и каждого сотрудника. Это учет и контроль расходования запасных частей, наличия их на складе. Это и возможность справиться с большим объемом работ меньшими силами. Так, в отделе эксплуатации Филевского парка вместо девяти человек с данным участком работы теперь справляются всего трое.
Более отдаленные планы связаны с реализацией решения Правительства Москвы о внедрении на пассажирском автотранспорте системы навигации, подразумевающей мониторинг транспортных потоков и оперативное управление ими. Проект будет финансироваться по программе «Электронная Москва». Он предусматривает установку на всех видах городского транспорта бортовых компьютеров (в Москве ежедневно выходит на линию 10 тысяч единиц пассажирского автотранспорта). Каждый компьютер будет посылать сигнал через спутник или сотовые сети в единый центр, и на электронной карте Москвы можно будет отслеживать движение машины. А на остановках планируется установить табло, где будет указываться время, остающееся до прихода автобуса, троллейбуса или трамвая.
Предполагается, что данный проект сразу даст эффект за счет увеличения сборов денежных средств, ни один автобус не сможет без причины сойти с линии, появится возможность оперативно реагировать на ситуацию и, если нужно, перераспределять транспорт на линиях. Пассажирам это также будет удобно.
Это, конечно, будущее, но уже не столь далекое - работы в этом направлении ведутся. Реализацией пилотного проекта по системе навигации в одном из предприятий Мосгортранса сейчас занимается научно-производственная фирма «Гейзер», с которой компания «Март-Информ» заключила соглашение. Анализ системы «Галактика» показал, что ее возможно интегрировать в будущую систему навигации. «Галактика» станет ядром всей информационной системы, куда навигационная составляющая будет напрямую передавать консолидированные данные для проведения учета. Заработная плата водителям будет начисляться автоматически, с учетом объема транспортной работы.
Так что в будущем Филевский автобусно-троллейбусный парк сможет точно прогнозировать и проводить мониторинг пассажиропотоков, составлять обоснованное расписание транспорта с возможностью его динамического изменения. А все это в конечном счете позволит улучшить качество обслуживания пассажиров!


Главная страничка
Маршруты
Статистика парка
Фотогалерея
Форум



Хостинг от uCoz